Читаю дуже цікаву книгу спогадів Рудольфа Волтерса, молодого німецького архітектора-функціоналіста, який за контрактом потрапив працювати в ссср аж у 1932 році…
І тут якраз політика партії коммуністов різко змінюється. Конструктивізм, який, як відомо, яскраво розвивався в радянській архітектурі, потрапляє під заборону, а офіційним стилем стає класицизм.
Волтерс з німецькою ретельністю записує все, що бачить на власні очі: структуру суспільства, тотальну класову нерівність, новий рабовласницький устрій, тоталітаризм в усіх проявах, разом зі страхом, вошами і клопами, ідіотизмом і розпи*дяйством.
Географія там така — через Москву він потрапив до Сибіру, на будівництво Новосибірська. Його спостереження ідуть часто від здивування: як так взагалі можна?! А от можна!
Ось кілька цитат мовою оригіналу:
«Кроме того, меня все больше отвлекали вечерними совещаниями и конференциями. Эти вечера были ужасны. Назначаемое на шесть или семь вечера заседание постоянно начиналось на два часа позднее и тянулось всегда до глубокой ночи. Самое печальное при этом было то, что почти все протекало безрезультатно. Страсть русских к речам чудовищно сильна, и каждый, каждый должен был то, что говоривший до него долго и подробно описывал, повторить еще раз. Было бы не страшно, если бы все члены комиссии повторяли одно и то же. Но, к сожалению, обязательно находился кто-то, кто придерживается другого мнения, и начинался бесконечный шабаш, дебаты дилетантов на технические темы. Обычно получалось так, что больше всех говорил тот, кто менее всего был обременен знаниями. Но все бы ничего, если бы речь шла о деле. Однако все регулярно забывали об обсуждаемой теме и соскальзывали совсем в другие области, не имеющие отношения к тому, что предстояло обсудить»…
«Коммунистами среди иностранцев часто оказывались такие специалисты, которые мало что понимали в своем деле и стремились улучшить свои позиции у русских с помощью партийной пропаганды. Плохое обращение русских с иностранцами в сибирском отделе городского планирования следует в первую очередь отнести на счет темной деятельности этих товарищей»…
«Договоры для русских не более, чем клочки бумаги»…
Олеха Манн